Прекращение трудовых отношений с работником по инициативе работодателя

Авторhtadmin

Прекращение трудовых отношений с работником по инициативе работодателя

HR-менеджер, координатор международного проекта «НПО: правовой аудит», idc (Институт сотрудничества в целях развития), г. Алматы

СИТУАЦИЯ

Сотрудница отработала в организации в течение 5 лет в должности заместителя главного бухгалтера. В момент трудоустройства в организацию сотрудница соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к специалисту, занимающему эту должность: наличие специального образования и стаж работы более 5 лет. В соответствии с новыми требованиями, введенными руководством организации в действие с 1 июня 2012 года, специалист, занимающий вышеуказанную должность, должен иметь высшее образование.

Может ли организация уволить данную сотрудницу, если нет возможности перевести ее на нижестоящую должность, т.к. все должности в бухгалтерии заняты? Если нет, то какие действия необходимо предпринять, чтобы не было нарушения трудового законодательства?

Анализ ситуации

При определении квалификационных требований, предъявляемых к специалистам, руководителю организации, следует руководствоваться Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 25.11.2010 г. № 385-љ (Справочник). Данный документ иллюстрирует круг должностных обязанностей специалистов, требования к знаниям и квалификации по каждой профессиональной позиции. В сложившейся ситуации компания:

1) может произвести расторжение трудового договора по инициативе работодателя из-за несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации в соответствии с пп. 3) п. 1 ст. 54 Трудового кодекса РК, которое должно основываться на решении аттестационной комиссии, в составе которой должен участвовать представитель работников, если иное не установлено законами Республики Казахстан.

Порядок, условия и периодичность проведения аттестации работников определяются коллективным договором, а в случае его отсутствия актом работодателя, изданным по согласованию с представителями работников (п. 6. ст. 56 Трудового кодекса РК).

Работодатель при расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным пп. 2)–4) п. 1 ст. 54 Трудового кодекса РК, должен принять меры к переводу работника на другую работу в случае его согласия (п. 5. ст. 56 Трудового кодекса РК).

2) может сократить должность заместителя главного бухгалтера, предупредив о сокращении работницу не позднее чем за один месяц, если трудовым, коллективным договорами не предусмотрен более длительный срок предупреждения (п. 1 ст. 56 Трудового кодекса РК). Помимо уведомления о сокращении должности, работодатель должен произвести работнику компенсационную выплату в связи с потерей работы в размере средней заработной платы. В трудовом, коллективном договорах может предусматриваться более высокий размер компенсационной выплаты. При этом работодателю следует помнить, что сокращение не должно быть фиктивным, т.е. сократив одного сотрудника, нельзя на следующий день принять на эту же позицию другого работника. Если события в компании будут развиваться подобным образом, то уволенная работница вправе обратиться в суд, где будет установлено, что сокращение было фиктивным и имело своей целью попытку избавиться от «неугодного» работника.

Статья подготовлена издательским домом «БИКО»

Об авторе

htadmin administrator

Оставить комментарий

Войти с помощью: